Шинуазри – душа Востока.
В течение многих веков далекий, окутанный завесой тайны Китай являлся в воображении европейцев воплощением экзотизма и олицетворением идеальной, но не доступной страны, именно поэтому мотивы средневекового китайского искусства, названные стилем шинуазри нашли широкое применение в европейской живописи и декоративно -прикладных ремеслах и оформлениях садово-парковых ансамблей. По сей день способность шинуазри удерживаться на плаву при любых капризах моды позволяют ему выступать в качестве лейтмотива, в облике разнообразных предметов, в том числе – в произведениях современных флористов.
Изначально шинуазри вдохновлялся исключительно декоративной стороной китайского искусства, оставлял в стороне его созерцательность и поэтическое художественное мышление, ведь в ХVI I веке фантастическое богатство Востока для европейца было неоспоримо, а города Европы наводняли лаковые изделия, фарфор, слоновая кость и шелковые ткани, далеких берегов Ост- Индии. В условиях стремительно привезенные с растущего спроса на товары, Востока искусные ремесленники во всех концах Европы наладили производство собственной продукции в китайском стиле, не стремясь к формальному подражанию китайским образом, но пытаясь творчески постигнуть их суть. Так интерес к шинуазри постепенно проник во все сферы декоративного искусства: с равным успехом китайские мотивы помещались как на обоях, так и на посуде. Орнамент в китайском духе считался пригодным для мебели или садовой архитектуры в европейских парках.
Художники рококо не преследовали цель показать жизнь в ее реальном воплощении: их мир был достаточно иллюзорен и имел с действительностью мало общего. Китай на полотнах Франсуа Буше, скорее, похож на Версаль Людовика XV. В контексте ХVIII века, воспитанного на рококо, мода на китайский стиль стала неотъемлемой частью эстетических пристрастий публики: китайский фарфор, которым не могла тягаться серебряная и золотая посуда, стал основным признаком роскоши и богатства, декоративные китайские вазы заняли почетное место во дворцах королей и знати. Мебель меняла свой облик, фарфоровые мануфактуры вырастали на землях княжеских поместий, удивительные изображения украшали стены салонов, а беседки и летние домики в китайском вкусе, сочетаясь с ландшафтным искусством Англии, преображали парки и сады богачей по всей Европе. Китайский стиль стал ключевым элементом меблировки и дизайна, успешно пережив даже возвращение классицизма во второй половины ХVIII века. В следующем столетии высшее его достижение воплотилось в королевском павильоне принца-регента в Брайтоне, а принятие этого стиля новым среднем классом придало ему еще больший размах и расширило сферу применения:
Приемы шинуазри широко использовались, к примеру, при создании вееров и зонтиков от солнца.
Пришедшие из Китая, эти аксессуары были не заменимы в аристократическом и буржуазном быте.
Возникла мода на Китайские фонарики и фарфоровые статуэтки «китайская пастушка» и «болванчик». В России увлечение китайским стилем воплотилось в создании китайского дворца и китайского театра в Ораниенбауме.
В эпоху ар-деко, на фоне обострившейся борьбы между абстракционизмом и модерном, популярность шинуазри вновь пошла в гору. Особенно это заметно в декоративно-прикладном искусстве 1920-1930годов: в моду вошли веера, пепельницы, чернильницы и люстры в китайском стиле, дорогое оформление интерьеров ширмами с китайским орнаментом.
Сегодня, на волне повсеместного увлечения китайскими философскими учениями, боевыми искусствами , традициями фен-шуй, стиль шинуазри переживая очередное рождение. Потягивая чай из хрупкой фарфоровой чашечки , выбирая для занавесок ткань с узором из китайских иероглифов, украшая интерьер лакированной ширмой, мы неосознанно действуем как страстные поклонники китайского искусства, которое в течение столетий приводило Запад в восторг и увлекло художников и ремесленников.
Интерес к шинуазри проявляет так же мастера современного декоративного искусства. В частности, одним из недавних экзаменационных заданий в международной флористической школе «Планта-А» стала импровизация на тему Востока. Студентам было предложено попытаться прочувствовать Китай и передать свое видение восточной культуры средствами флористики. Коллажи с китайскими мотивами, и созданные студентами школы, доказали стиль шинуазри по сей день цветет яркими красками и по-прежнему способен служить источником вдохновения для настоящих художников! Китайских дворец в Царском селе создавался под руководством архитектора Антонио Ринальди, мастера псевдокитайского стиля. Он построил целую китайскую деревню, срисовав ее с принадлежавшей императрице гравюры. Помимо гостевых домиков, в состав ансамбля вошел ряд причудливых мостиков в восточном духе.